2.3.5  Щит подшипниковый поз.19 отлит из алюминиевого сплава. На щите на торцевой части имеются  в Генераторы Г3000А и Г3000Б. Руководство по эксплуатации ФЭГТ.3000.00.00-01 РЭ

  5

2.3.5  Щит подшипниковый поз.19 отлит из алюминиевого сплава. На щите на торцевой части имеются 

вентиляционные отверстия. Также на щите имеется лапа с отверстием, предназначенная для установки 
и фиксации генератора на кронштейне двигателя. 

2.3.6   Катушка возбуждения поз.13 крепится к фланцу и представляет собой стальной сердечник с карка-
сом, на который намотана обмотка возбуждения. Поверх обмотки возбуждения намотана размагничиваю-

щая  обмотка,  выполненная  эмальпроводом  меньшего  сечения.  Начала  и  концы  этих  обмоток  выведены 
гибкими  монтажными  проводами  с  наконечниками.  Выводные  концы  обмотки  возбуждения  подключены  к 

винту поз.27в (начало обмотки, «Ш») и клемме «Д» генератора поз.27б (конец обмотки), а выводы размаг-
ничивающей обмотки — к клемме «Д» генератора  поз.27б (начало обмотки) и минусовой пластине выпря-

мительного блока -  винтом поз.30 (конец обмотки). 

Сопротивление обмотки возбуждения должно находиться в пределах 7,95÷8,65Ом. 

Сопротивление обмотки размагничивания должно находиться в пределах 31 ÷33,5Ом.  

2.3.7  Блок  полупроводниковый  выпрямительный  БПВ 72–140–03 ТУ16–93  ЖГИК.435211.001ТУ  поз.27  со-

стоит из силового и дополнительного выпрямителей, конденсатора К73–21В. Силовой выпрямитель соб-
ран  по  семифазной  мостовой  схеме  на  кремниевых  диодах,  запрессованных  в  алюминиевые  радиаторы, 

разделенных друг от друга изоляционными втулками. Радиаторы являются выводами анодной и катодной 
групп диодов. «Плюс» силового выпрямителя выведен болтом поз.27а  как «плюс» (+) генератора, а «ми-

нус» (-) силового выпрямителя соединен с корпусом генератора и выведен болтом М8 поз.23. Кроме того, 
для  питания  обмотки  возбуждения  блок  полупроводниковый  выпрямительный  содержит  дополнительный 

выпрямитель,  образующий  анодную  группу,  выполненный  на  диодах  меньшей  мощности,  что  позволяет 
избежать разряда аккумуляторной батареи через цепь обмотки возбуждения при неработающем генера-

торе. Вывод от дополнительного выпрямителя подключен к клемме «Д» генератора. Величина тока на-

грузки на клемме «Д» не должна превышать 1,5А. 
2.3.8  Регулятор напряжения 7342.3702 ТУ37.473.052-2003 поз.43 предназначен для автоматического под-

держания  напряжения  на  выводах  генератора  при  изменениях  частоты  вращения  или  тока  нагрузки  по-
средством регулирования тока, протекающего по обмотке возбуждения. Выводы регулятора напряжения 

подключены к клеммам «+», «Д», «Ш», «-»  генератора. 
2.3.9  Регулятор напряжения закрыт крышкой поз.42, защищающей от загрязнения внутреннюю полость 

генератора при работе протяжной вентиляции и предохраняющей регулятор от повреждения. На крышке 
выведены клеммы «+» генератора, клемма «Д» выпрямителя, фазный вывод «~». 

2.3.10 Охлаждение генератора производится протяжной вентиляцией. Поз.6 –вентилятор. 

3. Использование по назначению 
 

3.1 Эксплуатационные ограничения  
3.1.1  Во избежание выхода из строя генератора при подключении аккумуляторной батареи необходимо 

строго соблюдать полярность: вывод «-» аккумуляторной батареи  подключается  к массе автомобиля; 

вывод «+» подключается  к выводу  «+»  генератора. 
3.1.2  При работе без аккумуляторной батареи возможно скачкообразное изменение напряжения при резких 

сбросах-набросах нагрузки. Во избежание выхода из строя  приборов и устройств электрооборудования не 
рекомендуется при работе без аккумуляторной батареи сброс нагрузки более 50% от номинального зна-

чения.  
3.1.3 При работе без аккумуляторной батареи возможна неудовлетворительная работа приборов и уст-

ройств электрооборудования, чувствительных к качеству электроэнергии.  
3.1.4  Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при работе без аккумуляторной батареи  за-
прещается
 работа генератора при токе нагрузки менее 5А.  
3.1.5  Запрещается мыть генератор струей воды под давлением, бензином, дизельным топливом и т.д.  

При мойке машины  необходимо защищать генератор от попадания в него воды.